О нас
Советы психоаналитика
Советы сексолога
Советы терапевта
 
Карта сайта
Он и она
Семья
Право
Потребитель

Ассоциация психологов и психоаналитиков, портал "Страна Советов"

в рамках проекта ЕС TAСIS -"Программа содействия демократии"

РФ. г. Новосибирск, ул. Красный проспект 74

электронная почта -str.sovetov@yandex.ru

 

Бизнесу - работа с налоговой

 

 

Налоговая периодически запрашивает документы о сделках с нашими партнерами, но нас при этом не проверяет. Насколько это законно и что инспекция вправе у нас запросить?

 

В соответствии со ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ возможность истребования документов предполагает два случая:

- при проведении налоговой проверки и

- вне рамок проведения налоговой проверки.

 

Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

 

В поручении об истребовании документов (информации)  по конкретной сделке

обязательно должны быть следующие пункты:

- указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку,

- точные данные при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации)

 

Если же данное условие не соблюдено, т.е. отсутствует указание на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация, то такое  требование можно не исполнять, существуют примеры судебной практики, подтверждающие подобный подход (Определение ВАС РФ от 11.06.2010 № ВАС-7438/10, Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2012 № Ф09-8983/11).

Следует отметить, что согласно позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ № 5355/11 от 18.10.2011, налоговый орган не вправе истребовать информацию, относящуюся к контрагенту проверяемого лица, а не к самому проверяемому лицу.

 

Также налоговый орган не должен под видом истребования информации в рамках ст. 93.1. НК РФ осуществлять проверку собственных обязательств налогоплательщика, например в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.05.2010 № 54-5047/2009С13 рассмотрена ситуация, когда от налогоплательщика затребовали письменные пояснения правильности исчисления налогов в связи с применением УСН и уплаты НДФЛ с учетом материальной выгоды, полученной от беспроцентных займов от контрагента, т.е. вместо истребования документов по конкретной сделке, были затребованы документы первичного учета и пояснения налогоплательщика об исчислении своих собственных налогов, что присуще камеральной налоговой проверке.

Суд признал такие действия налогового органа неправомерными, поскольку проведение в отношении налогоплательщика налогового контроля методами, не предусмотренными законодательством о налогах и сборах, нарушает права этого налогоплательщика.

 

Суды признают неправомерными действия налогового органа, направленные на истребование документов, наличие которых не может повлиять на налоговые обязательства какого либо лица, например в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 30.07.2019 № А56-59024/2009 говориться о неправомерности истребования табеля рабочего времени (Т-13) поскольку указанный документ содержит информацию о нахождении работников в командировке, но отсутствуют сведения о месте командировки, следовательно, данный документ не позволяет определить факт выполнения работ на территории третьего лица по договорам подряда, следовательно, не является документом, касающимся деятельность проверяемого лица и не может быть истребован.

 

Вместе с тем  истребование такого документа, как книга продаж, на основании ст. 93.1 НК РФ признано судом правомерным (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11), поскольку, как указал суд, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно содержит сведения о хозяйственных операциях проверяемого контрагента и соответственно касается его деятельности, то же самую логику можно применить при истребовании книги регистрации счетов-фактур и иных документов, в которых может содержаться информация о проверяемом лице.

В заключении можно отметить, что вопрос о том, законно или нет требование налогового органа необходимо решать индивидуально в каждом конкретном случае.


 

 

Компания получает премии за выполнение плана закупок.

Права ли налоговая, начисляя на эти средства НДС?

 

Позиция налоговиков заключается в том, что:

- если организация-заказчик (продавец товаров) полагает, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия признаются услугами (например, услуги по рекламе, продвижению товаров, прочие аналогичные услуги).

В таких случаях указанные услуги облагаются НДС у покупателя товаров, а суммы этого налога принимаются к вычету у продавца товаров;

- если премии и скидки, предоставляемые продавцами товаров их покупателям, не связаны с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров (например, за факт заключения с продавцом договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п.), то такие премии НДС не облагаются, поскольку указанные суммы не являются выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары (Письма Минфина № 03-07-15/112 от 26.07.07, № 03-03-04/1/847 от 20.12.06, № 03-07-11/524 от 25.10.07, № 03-04/11/219 от 16.11.06, № 03-04-11/222 от 22.11.06, № 03-04-11/237 от 08.12.06, № 03-04-11/182 от 28.09.06,  № 03-07-11/138 от 23.04.10, № 03-01-10/2-62 от 16.07.2010,Письма УФНС по г. Москве № 16-15/035207 от 05.04.10 и № 16-15/035737 от 06.04.10).

 

Позиция судов по данному вопросу:

- если премии выплачивались только при выполнении планов продаж в целях стимулирования дистрибьюторской активности, например, в целях увеличения объема закупок продукции и количества торговых точек, поддержки рынка сбыта и дальнейшего увеличения объема продаж, такие премии НДС не облагаются, поскольку эти цели деятельности не относятся ни к рекламе, ни к продвижению товара (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.09 № А79-5797/2008, Постановление ФАС Московского округа от 21.05.09 № КА-А40/4338-09, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.10 по делу № А26-8794/2009,Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.09 по делу № А13-10612/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.11 по делу № А55-22303/2010, Постановление ФАС Центрального округа от 26.07.11 по делу № А68-8136/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.11 по делу № А56-66131/2010).

 

Однако краеугольным камнем по данному вопросу становится Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2011г. № КА-А40/4206-11-2. Суть спора в том, что налоговый орган пришел к выводу, что обществом не учтена в составе объекта налогообложения сумма НДС, полученная в составе вознаграждения (премии, скидки) за выполнение обязательств по приобретению и оплате товаров. Согласно материалам дела, бонусы начислялись в процентах от объема поступивших денежных средств за отчетный период и предоставлялись в зависимости от соблюдения таких условий как: выборка установленного объема продукции; соблюдение территории ответственности; соблюдение сроков выборки товаров; выполнение плана продаж; продажи товаров через профильные каналы сбыта.

Позиция налогоплательщика по данному спору основывалась на том, что полученные денежные средства в виде бонуса (премии) не связаны с оплатой реализованных товаров, поскольку при выдаче премии реализации товаров не происходит, то есть не применяется. Однако суд пришел к выводу о том, что, выплаченные бонусы (премии) связаны с реализацией товара, и, следовательно, суммы, полученные обществом в качестве бонусов (премий) по дистрибьюторскому соглашению, подлежат обложению НДС.

Данное Постановление, принятое ФАС Московского округа, отличается от позиции иных судебных органов, как указано выше. 

Ссылка на это Постановление, по-видимому, будет встречаться в решениях налоговых органов, поскольку несколько иначе решает поставленный вопрос. Возможно, следует ожидать и официальную позицию налоговиков по данному вопросу.

В настоящее же время свою позицию налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде. При этом придется учитывать вынесенное 26.05.11 Постановление ФАС Московского округа

 

 

Для вызова налогоплательщика в инспекцию есть утвержденная форма, которая содержится в Приказе ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Именно по этой форме инспекция должна направлять уведомление о вызове на допрос.

 

Налоговое законодательство дает право налогоплательщику не исполнять незаконные требования налогового органа, поэтому представитель компании имеет право проигнорировать уведомление налоговиков, если оно составлено не по утвержденной форме.

Однако, такое игнорирование не всегда выгодно самой компании: идти или не идти в налоговую инспекцию — это всегда вопрос конкретных обстоятельств. Главное не дать налоговикам лишних сведений, которые могут быть истолкованы против вас и вашей компании.

Если не явиться на  допрос по уведомлению,  составленному по всем правилам, то инспекция может наложить на Вас штраф. За неявку на встречу с налоговым инспектором Вас или Вашего сотрудника могут оштрафовать на 1000 рублей — это максимальная ответственность, которая предусмотрена налоговым законодательством.

 



сайт " Страна Советов" создан свободной ассоциацией психологов и психоаналитиков. Солнечная система, третья планета, континент Евразия , РФ, г. Новосибирск. 2010