О нас
Советы психоаналитика
Советы сексолога
Советы терапевта
 
Карта сайта
Он и она
Семья
Право
Власть
Потребитель

Ассоциация психологов и психоаналитиков, портал "Страна Советов"

в рамках проекта ЕС TAСIS -"Программа содействия демократии"

РФ. г. Новосибирск, ул. Красный проспект 74

электронная почта -str.sovetov@yandex.ru

 

Банкомат "съел" мои деньги, а банк не торопится их возвращать. Как быть?

 

 

 

В регулировании отношений по расчетам с использованием банковских карт в отечественном законодательстве существуют определенные пробелы. Пока практика разрешения подобных споров складывается, как правило, в пользу держателя карт, поскольку доказать факт невыдачи денег достаточно просто. И если банк не выдает деньги из банкомата и в массовом порядке отказывает своим клиентам необоснованно, это может послужить причиной для возбуждения уголовного дела.

Впрочем, практики подобных дел пока не сложилось.

Если держатель карты от своего имени заключил договор с банком, то ему нужно идти в банк-эмитент, т.е банк, выдавший карту, и писать заявление с требованием вернуть деньги на счет. Или направить претензию почтой по адресу офиса банка заказным письмом, желательно с уведомлением о вручении.

Ответственность за ненадлежащее оказание услуг несет именно банк-эмитент. Банк-эмитент будет выяснять причины случившегося и решать материальные вопросы с банком-эквайром. После получения претензии банк-эмитент должен рассмотреть и разрешить претензию собственника счета. 

Согласно Федеральному Закону "О защите прав потребителей" (Статья 31) требования потребителя об устранении недостатков оказанной услуги должны быть удовлетворены в разумный срок. Этот срок может быть указан в договоре на банковское обслуживание, а если в договоре такого пункта нет, потребитель вправе сам обозначить такой срок в заявлении, направляемом в банк.

Таким образом, потребителю следует прежде всего внимательно изучить договор с банком.

Три месяца - это ненормально, обычно такого рода претензии рассматриваются быстрее: у кого за 3 дня, у кого за 10, у кого за 15. И обычно банки деньги отдают, если с доказательной базой у клиента все верно: есть чек, есть видеозапись с камеры банкомата/камеры внешнего наблюдения. Если с доказательствами туговато, приходится ждать, пока инкассаторы достанут отчет и выручку из банкомата, пока техник проведет исследования о причинах невыдачи денег, пока начальство, в конце концов, даст добро, пока документы на возврат денег на счет пойдут операционистам и т.д. 

Необходимо учесть один важный нюанс: если карта выдана держателю (работнику)  работодателем (либо учебным заведением для студента), то требования к банку держатель карты предъявить не может.

 На практике никто не мешает работнику обратиться к банку с требованием исполнить обязательства по зарплатной карте. Но формально у него оснований для подобных требований нет, поэтому разрешение таких претензий остается на усмотрение банка.

 

 

В этом случае правоотношения по поводу счета возникают у работодателя и банка, а работник является выгодоприобретателем, но требовать от банка исполнения обязательств он не вправе. Соответственно, такие требования должен предъявлять работодатель. Он может сделать это добровольно, однако в случае отказа заставить работодателя обратиться с такой претензией к банку не представляется возможным, поскольку обязательство по выплате заработной платы с формальной точки зрения работодатель выполнил.

Более того,  "Закон о защите прав потребителей" на этот случай также не распространяется, потому что работодатель-организация или индивидуальный предприниматель не является потребителем.

В  этом случае законом вообще не установлен срок для рассмотрения претензии, нужно обращаться к тексту договора между банком и работодателем.

Так или иначе, если банк затягивает решение, можно дополнительно обратиться с жалобами в Роспотребнадзор и в Банк России.

Ну и на крайний случай всегда остается суд. 

В суде помимо возврата долга клиент вправе требовать проценты за каждый день просрочки выдачи денег.  Если договором размер пеней не установлен, проценты за пользование чужими денежными средствами исчисляются согласно ст. 395 ГК РФ, т.е., в соответствии со сложившейся практикой, по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Законом о защите прав потребителя также устанавливаются санкции за нарушение сроков оказания услуг. Однако под отношения с банковскими картами нормы этого закона слабо приспособлены, и при доказывании суду обоснованности взыскания неустойки по закону о защите прав потребителей возникнут большие трудности. Прецедента пока в этом направлении не сложилось.

Также клиент вправе требовать компенсацию морального вреда. Она может увеличиваться в зависимости от просрочки в выдаче денег, затягивания рассмотрения претензии.

 

 


сайт " Страна Советов" создан свободной ассоциацией психологов и психоаналитиков. Солнечная система, третья планета, континент Евразия , РФ, г. Новосибирск. 2010