О нас
Советы психоаналитика
Советы сексолога
Советы терапевта
 
Карта сайта
Он и она
Семья
Право
Потребитель

Ассоциация психологов и психоаналитиков, портал "Страна Советов"

 

 

Вопросы техосмотра авто по новым правилам в РФ

 

 

В России начали действовать новые правила техосмотра. Каковы главные изменения и как соотносятся новые правила с международной практикой?

Вопросы техосмотра по новым правиламФедеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил новый порядок и периодичность проведения технического осмотра транспортных средств. Первое и главное — теперь автовладелец, не прошедший техосмотр, не сможет купить полис ОСАГО, а без него ездить на автомобиле запрещено.

Услуги по проведению техосмотра в течение двух лет постепенно передаются независимым коммерческим компаниям и предпринимателям, которые должны быть аккредитованы в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Поскольку эта процедура у вновь созданных компаний пока не отработана, да и формы необходимых документов принимались чуть ли не под новогодний звон бокалов и бой курантов, рассчитывать на них пока не приходится. Хорошо еще, что в переходный период (2012-2014 годы) будут действовать и привычные станции ТО, работавшие ранее (аккредитацию они получают автоматически).

Неприятно будет тем, у кого срок действующего полиса ОСАГО истекает раньше, чем наступает срок очередного ТО: придется пройти техосмотр раньше, чем это надо было бы сделать по прежним правилам. Ведь талон к моменту оформления страховки надо уже иметь на руках.

Так что когда потеплеет и на дорогах появятся «подснежники», следует ожидать удлинения очередей на пунктах техосмотра.

А вот для тех, у кого талон ТО истек в 2011 году, а заключенный до наступления 2012 года договор ОСАГО будет еще какое-то время действовать, сделано приятное исключение — срок действия талона продлевается до истечения договора ОСАГО.

Но это лишь для автомобилей с максимальной массой менее 3,5 т, не используемых для оказания услуг по перевозкам. Да и за границей РФ объяснить кому бы то ни было, что талон у тебя «как бы продлен», не получится (вообще практика показывает, что талон техосмотра у российских автомобилей за границей не проверяют, но вот такие, например, официальные документы доказывают, что как минимум опасность такой проверки существует). Не надо теперь оформлять ТО и на прицепы (принадлежащие физическим лицам) с максимальной массой до 3,5 т.

Важно и то, что сотрудники ГИБДД теперь должны будут проверять у автолюбителей только наличие действующего полиса ОСАГО: отсутствие талона техосмотра никаких последствий для водителя не повлечет: этот документ исключен из перечня документов, которые водитель должен иметь при себе.

И еще одно послабление: с 1 января пройти техосмотр владелец автомобиля может не только по месту его регистрации, но в любом регионе России.

 

Сколько это теперь стоит?

Самый низкий максимальный размер платы за техосмотр легкового автомобиля (325 рублей) установлен в Омской области. Дороже всего протестировать легковой автомобиль на предмет отсутствия неисправностей в районах Крайнего Севера — 1278 рублей. В Москве максимальная стоимость услуг оператора ТО составляет 690 рублей, в Санкт-Петербурге — 881 рубль.

Это суммы без учета стоимости оформления талона техосмотра и диагностической карты. Впрочем, хорошо известно, как можно обойти любое ценовое ограничение — навязать дополнительную услугу (например, мойку перед ТО), добавить комфортности (экспресс- или VIP-вариант за считаные минуты) и т. п.

Все операторы техосмотра должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС ТО). Сама база данных будет вестись в полиции, а присоединение к информационной системе должно быть как минимум защищенным и надежным — на это придется потратиться.

А тут еще аккредитация (минимум 25 000-30 000 рублей в год), диагностическое оборудование... Тем, кто решится заниматься техосмотром, придется серьезно вложиться, и установленные максимумы цен могут просто убить этот новый бизнес на корню.

 

 

 

Как это устроено за рубежом?

Хочу для сравнения остановиться на основных правилах проверки технического состояния машин в зарубежных странах. В большинстве стран обязательный техосмотр существует, а занимаются им, как правило, частные компании. Но есть и исключения. Так, в 13 штатах США обязательный техосмотр отсутствует. А в Японии, где он обязателен, занимаются им не только частные фирмы, но и Государственное транспортное управление.

Сильнее всего различаются по странам сроки проведения ТО. Например, в Японии, Германии, Южной Корее техосмотр не требуется для автомобилей до 3-летнего возраста, а во Франции и Испании — до 4 лет.

Зато во Франции и Испании автомобили старше 10 лет должны проходить ТО ежегодно, а в Японии, Германии и Корее — по-прежнему раз в два года. Свои особые правила в Великобритании: здесь ТО производится каждые 10 000 миль (16 000 км). 

Практика показывает, что независимо от вмешательства в этот процесс государства автомобиль с определенной периодичностью подвергается плановому тестированию на наличие неисправностей, и производится устранение этих неисправностей. Неисправный автомобиль на дорогу выехать не может.

В связи с этим зарубежные автовладельцы без сожаления расстаются с деньгами, тем более что сама процедура посещения пункта техосмотра не отнимает у них много времени.

 

 

 

Талон техосмотра на мой автомобиль кончается весной, а полис ОСАГО действует до ноября. Вроде бы ГАИ теперь будет проверять только полисы, означает ли это, что я могу спокойно ездить без ТО до осени? Или возможны какие-то неприятности, например, если произойдет страховой случай по ОСАГО?

 

Решение проблемы, подобной Вашей, интересует сейчас многих автовладельцев и является одним из спорных вопросов, возникших в связи с вступлением 01.01.2012  в силу Федерального закона  № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон  № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техосмотре»).

Итак, в соответствии с п. 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" (ПДД РФ) водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а согласно п. 2 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" размещать в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра.

 

талон ТОП. 9 ст. 1 закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техосмотре» гласит: «срок действия талона технического осмотра - период со дня выдачи талона технического осмотра до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра», то есть, применяя указанную норму к нашей ситуации следует, что если талон техосмотра заканчивается после 01.01.2012, то технический осмотр необходимо пройти согласно срока окончания, указанного в талоне (несколько иная ситуация была для лиц, чьи талоны техосмотра заканчивались в 2011- для них в соответствии с п. 3 ст. 32 закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 "О Техосмотре" срок действия талона продлевался до момента истечения срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Между тем, следует иметь в виду, что закон № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техосмотре» внес изменения в ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, таким образом, исключив ответственность водителей (кроме: водителей такси, автобусов, грузовых машин и другой спецтехники) за управление транспортным средством, не прошедшим технического осмотра.

 

 

Иными словами, сотрудник ГИБДД не вправе привлечь водителя к ответственности за не пройденное ТО, при условии, что он не является водителем такси, автобуса, грузового автомобиля и другой спецтехники.

Теперь рассмотрим последствия, которые могут возникнуть в нашей ситуации (срок действия талона ТО истек в 2012, а срок действия ОСАГО еще не закончился) при возникновении страхового случая по ОСАГО.

Бытует мнение, что в этой ситуации страховая компания сможет предъявить регресс (обратное требование о возмещении уплаченной суммы) к виновнику ДТП.

Положение о регрессе для водителей без пройденного технического осмотра действительно внесено в п. 1 ст. 14 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Однако изменения касаются только водителей строго определённых автомобилей, а именно: водителей легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, если он стал виновником ДТП и у него нет действующего талона техосмотра.

По остальным категориям водителей - отсутствие пройденного ТО не будет являться основанием для регрессного требования страховой компании.

Таким образом, можно сделать вывод для тех водителей, у кого заканчивается техосмотр в 2012 и позже (кроме: водителей такси, автобусов, грузовых машин и другой спецтехники), что формально водители должны иметь на ветровом стекле и передавать сотрудникам полиции для проверки талон о прохождении государственного технического осмотра, но при этом фактически (поскольку норма, устанавливающая ответственность за нарушение вышеуказанных положений, из КоАП РФ исключена) никаких правовых последствий отсутствие пройденного технического осмотра порождать не будет.

 

сайт " Страна Советов" создан свободной ассоциацией психологов и психоаналитиков. Солнечная система, третья планета, континент Евразия , РФ, г. Новосибирск. 2010